Программа развития
Содержание и методы работы
Первое направление
Разработка стратегии деятельности школы, методологии её развития, формирования новой образовательной парадигмы
Создание целостной концепции развития школы в рамках проекта «Школа личностного саморазвития»
Разработка программы научно-экспериментальной работы
Научное обоснование системы оргуправленческого обеспечения реализации проекта
Методы работы :
Теоретический анализ и обобщение;
Педагогическое проектирование.
Второе направление
Изучение инновационного педагогического потенциала школы, включающего в себя кадровый потенциал, инновационный опыт образовательной деятельности (авторские курсы, инновационные формы, методы, технологии, педагогические средства) и оргуправленческое обеспечение этих процессов
Создание системы подготовки педагогов к работе в режиме «Школы личностного саморазвития». Развитие нового педагогического мышления членов педагогического коллектива
Разработка содержания и структуры оргуправленческого деятельности, обеспечивающей инновационные процессы (системы аттестации и стимулирования педагогов-экспериментаторов)
Создание механизмов и совершенствование условий развития личности педагога-исследователя
Методики работы :
Обобщение передового опыта учителей школы;
Психодиагностические методики определения индивидуального стиля педагогической деятельности;
Психодиагностика эффективности оргуправленчесокго цикла (целеполагание, планирование, стимулирование, организация, контроль, коррекция)
Педагогические технологии подготовки учителей (творческие семинары, деловые игры, тренинги педагогического общения и т.д.)
Третье направление
Констатирующий эксперимент.
Цель экспериментальной работы – определить уровень сформированности субъектных качеств школьников в зависимости от общей успешности обучения, возраста, пола и других индивидуально-психологических характеристик.
Фиксируемые параметры:
Уровень развития способности к самоуправлению;
Направленность на саморазвитие;
Качество сформированности рефлексивных процессов;
Представления учащихся о процессах саморазвития и самореализации
Методики исследования :
Методика «Незаконченных предложений»;
Тест «Способность к самоуправлению»;
Игровые методы диагностики.
Формирующий эксперимент (четыре этапа)
1 этап самопознания .
Цель этапа - актуализация процессов самопознания учащихся на основе обращения к их индивидуальному опыту.
Методика работы:
Предлагаемый результат : объектирование внутреннего мира школьника, соотнесение личностных смыслов, ценностей, способов поведения с идеалами саморазвития и самореализации.
2 этап – информационный
Цель этапа – предъявление систематизированной и дидактически целесообразной информации о сущности и механизмах процессов саморазвития (самопознания, самоопределения, самореализации).
Методы работы :
Микролекции, беседы;
Игровые методики;
Методы анализа конкретных ситуаций;
Способы проблематизации;
Самоактуализационный тест Шострома.
Предполагаемый результат: формирование установки на дальнейшую работу над собой, развитие устойчивой мотивации на саморазвитие, психологической готовности к самоизменению.
3 этап – самоопределение
Цель этапа – поддержка возникающей у школьников мотивации на саморазвитие и оказание помощи в проектировании средств деятельностной самореализации.
Методики работы:
Фиксация разрывов между «Я – реальным и Я – идеальным»;
Фиксация разрывов между «Я могу» и «Я хочу»;
Методика определения самооценки личности (по Будасси);
Игровые методики самоопределения личности (метод проектирования жизненного пути, метод планирования карьеры и т.д.)
Организация пространства для реализации свободы выбора, навыков принятия решений через насыщение учебно-воспитательного процесса ситуациями выбора
Предполагаемый результат: овладение школьниками средствами и навыками личностного самоопределения в различных сферах жизнедеятельности
4 этап – деятельностной самореализации
Цель этапа – приобретение школьниками опыта деятельностной самореализации в познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой и других видах деятельности.
Методики работы:
Организация педагогического пространства самореализации (свободы коммуникаций, помощи в выборе средств и форм самореализации и т.д.)
Педагогическое консультирование
Четвертое направление
Создание модели выпускника школы как человека высокой образованности и культуры, целостной, счастливой, способной к самореализации, социально-активной личности.
Разработка и научное обоснование инновационного содержания образования, ориентированного на личностное саморазвитие учащихся (факультативные курсы, специальные курсы по выбору: «Основы самоуправления учебной деятельностью», «Методы самопознания», «Саморазвитие личности» и т.д.)
Проблематизация содержания традиционных учебных курсов с целью реализации потенциала личностного саморазвития учащихся средствами базового образования
Разработка и апробация инновационных педагогических технологий, обеспечивающих процессы самопознания и самоактуализации
Методика работы:
Педагогическое моделирование;
Профессиография;
Метод диагностических «срезов»
Пятое направление
Разработка и апробация принципов и механизмов взаимодействия школы с внешними структурами в новых экономических и социокультурных условиях.
Создание пакета нормативных документов, регулирующих взаимоотношения школы с высшими учебными заведениями, организациями культурно-просветительного и оздоровительного направлений, производственными и хозяйственными предприятиями и учреждениями.
Разработка организационно-правового обеспечения инновационной деятельности школы в социокультурном образовательном пространстве (устав «Школы личностного саморазвития», распорядок дня и режимные моменты деятельности школы, штатное расписание и другие документы, регламентирующие деятельность школы как инновационного образовательного учреждения).
Организация совместной творческой работы педагогического коллектива школы и профессорско-преподавательского состава базовых вузов, представителей культурно-просветительских учреждений района по созданию условий, обеспечивающих преемственность и модернизацию педагогической системы школы.
Методы и формы работы:
Анализ социально-педагогических инициатив различных типов и их правового обеспечения;
Моделирование;
Семинары, конференции, «круглые столы»;
Творческие командировки;
Деловые игры.
Шестое направление
Теоретическое обоснование содержания деятельности родителей как субъектов образовательного процесса в условиях «Школы личностного саморазвития».
Создание системы неформального образования (кружки, секции, студии, клубы, лаборатории и т.д.) на основе привлечения к образовательно-воспитательной деятельности родителей школы.
Реализация идеи педагогизации социокультурного пространства с целью интеграции ресурсов, необходимых для развития и саморазвития личности школьника.
Создание системы формирования психолого-педагогической компетентности родителей с целью обеспечения эффективного сотрудничества и содружества всех участников педагогического процесса в трудовой, учебной, исследовательской и досуговой деятельности.
Разработка организационно-правовой поддержки участия родительского корпуса в образовательной деятельности школы (механизмы инициирования, стимуляции, социальной защиты).
Методы и формы работы:
Педагогическое моделирование;
Семинары, конференции, деловые игры и другие формы психолого-педагогической подготовки родителей.
Программа развития
Этапы реализации
№ этапа, строки |
Содержание работы
|
Результаты |
1 этап 2004-2005 учебный год |
1. Разработка программы и методики эксперимента |
Программа эксперимента «Школа личностного саморазвития» |
2. Информационный поиск по проблеме исследования и создание информационно-аналитической |
Аннотированная библиография по проблеме |
|
3. Изучение научно-педагогического потенциала школы и возможностей взаимодействия с дошкольными и высшими профессиональными заведениями |
Аналитическая справка: Научный анализ базы экспериментального исследования |
|
4. Подготовка педагогического коллектива к экспериментальной работе |
Создание творческого коллектива, подготовленного к проведению комплексного психолого-педагогического эксперимента |
|
5. Разработка концепции «Школа личностного саморазвития учащихся» |
Концепции «Школа личностного саморазвития» |
|
6. Создание информационно-компьютерного обеспечения, направленного на личностное саморазвитие учащихся |
Технология |
|
7. Разработка плана предпрофильного и профильного обучения как важного звена процесса профилизации образования |
План – схема профильного образования |
|
2 этап 2006-2007 учебный год |
1. Создание системы психолого-педагогического мониторинга участников педагогического процесса |
Программа психолого-педагогического мониторинга экспериментальной работы |
2. Определение уровня сформированности субъектных качеств школьника |
Комплекс диагностических средств и методик |
|
3. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива |
||
4. Дидактико-психологический анализ учебного плана и существующих программ и авторских курсов |
||
5. Изучение культурной, образовательной и научной среды с целью расширения педагогического пространства школы |
||
6. Изучение уровня педагогизации родительской среды |
||
7. Обобщение результатов службы мониторинга за 2 этап |
Аналитический отчет |
|
3 этап 2007-2008 учебный год |
1. Создание проекта нового учебного плана в рамках основных концептуальных идей |
Проект нового учебного плана |
2. Научно-методические основы проектирования педагогических технологий |
Методические рекомендации: «Методика проектирования педагогических технологий» |
|
3. Разработка экспериментальных технологий по традиционным и инновационным курсам в условиях «Школы личностного саморазвития» |
Экспериментальные технологии обучения по предметам, курсам |
|
4. Создание системы подготовки участников педагогического процесса (учащиеся, педагоги, родители, научные работники и др.) |
Комплексная программа психолого-педагогической подготовки участников эксперимента «Школы личностного саморазвития» |
|
5. Обоснование целесообразного взаимодействия, сотрудничества школы с другими образовательно-воспитательными, культурными и др. организациями в контексте личностного саморазвития |
Оптимизированный проект плана взаимодействия (внутришкольные и внешкольные мероприятия). Образцы договоров о сотрудничестве, трудовых соглашений с деятелями культуры, науки и т.д. |
|
6. Разработка индивидуально-ориентированных стратегий и методической инструментовки процесса саморазвития учащихся |
Пособие для учащегося «Программа самопознания и саморазвития» |
|
7. Апробация элементов новых педагогических технологий, их коррекция и доработка |
Аналитический отчет |
|
|
8. Обобщение результатов службы мониторинга за 3 этап |
|
4 этап 2008-2009 учебный год |
1.Внедрение нового учебного плана, инновационных педагогических технологий, инструментария самодиагностики и саморазвития |
|
2. Проверка эффективности экспериментальной работы, внесение возможных коррективов в систему управленческого и научно-методического обеспечения школы личностного саморазвития |
Аналитическая справка |
|
3. Научные обобщения результатов эксперимента и определение стратегий его дальнейшего развития |
Итоговый отчет |
|
5 этап 2009-2010 учебный год |
1. Построение прогнозной модели совершенствования педагогической системы «Школа личностного саморазвития» |
Прогноз-проект развития и функционирования экспериментальной «Школы личностного саморазвития» |
2. Разработка экспериментального проекта «Школа личностного саморазвития» |
Устав «Школы личностного саморазвития» |
|
3. Доведение экспериментального проекта «Школа личностного саморазвития» до уровня международных требований к образовательным проектам |
Оформление проекта-заявки для участия в конкурсах образовательных проектов |