Программа развития
Содержание и методы работы

Первое направление

•  Разработка стратегии деятельности школы, методологии её развития, формирования новой образовательной парадигмы
•  Создание целостной концепции развития школы в рамках проекта «Школа личностного саморазвития»
•  Разработка программы научно-экспериментальной работы
•  Научное обоснование системы оргуправленческого обеспечения реализации проекта

Методы работы :
•  Теоретический анализ и обобщение;
•  Педагогическое проектирование.

Второе направление

•  Изучение инновационного педагогического потенциала школы, включающего в себя кадровый потенциал, инновационный опыт образовательной деятельности (авторские курсы, инновационные формы, методы, технологии, педагогические средства) и оргуправленческое обеспечение этих процессов

•  Создание системы подготовки педагогов к работе в режиме «Школы личностного саморазвития». Развитие нового педагогического мышления членов педагогического коллектива

•  Разработка содержания и структуры оргуправленческого деятельности, обеспечивающей инновационные процессы (системы аттестации и стимулирования педагогов-экспериментаторов)

•  Создание механизмов и совершенствование условий развития личности педагога-исследователя

Методики работы :
•  Обобщение передового опыта учителей школы;
•  Психодиагностические методики определения индивидуального стиля педагогической деятельности;
•  Психодиагностика эффективности оргуправленчесокго цикла (целеполагание, планирование, стимулирование, организация, контроль, коррекция)
•  Педагогические технологии подготовки учителей (творческие семинары, деловые игры, тренинги педагогического общения и т.д.)

Третье направление  

Констатирующий эксперимент.

Цель экспериментальной работы – определить уровень сформированности субъектных качеств школьников в зависимости от общей успешности обучения, возраста, пола и других индивидуально-психологических характеристик.

Фиксируемые параметры:
•  Уровень развития способности к самоуправлению;
•  Направленность на саморазвитие;
•  Качество сформированности рефлексивных процессов;
•  Представления учащихся о процессах саморазвития и самореализации

Методики исследования :
•  Методика «Незаконченных предложений»;
•  Тест «Способность к самоуправлению»;
•  Игровые методы диагностики.

Формирующий эксперимент (четыре этапа)
1 этап самопознания .
Цель этапа - актуализация процессов самопознания учащихся на основе обращения к их индивидуальному опыту.
Методика работы:

Предлагаемый результат : объектирование внутреннего мира школьника, соотнесение личностных смыслов, ценностей, способов поведения с идеалами саморазвития и самореализации.

2 этап – информационный
Цель этапа – предъявление систематизированной и дидактически целесообразной информации о сущности и механизмах процессов саморазвития (самопознания, самоопределения, самореализации).

Методы работы :
•  Микролекции, беседы;
•  Игровые методики;
•  Методы анализа конкретных ситуаций;
•  Способы проблематизации;
•  Самоактуализационный тест Шострома.

Предполагаемый результат: формирование установки на дальнейшую работу над собой, развитие устойчивой мотивации на саморазвитие, психологической готовности к самоизменению.

3 этап – самоопределение
Цель этапа – поддержка возникающей у школьников мотивации на саморазвитие и оказание помощи в проектировании средств деятельностной самореализации.
Методики работы:
•  Фиксация разрывов между «Я – реальным и Я – идеальным»;
•  Фиксация разрывов между «Я могу» и «Я хочу»;
•  Методика определения самооценки личности (по Будасси);
•  Игровые методики самоопределения личности (метод проектирования жизненного пути, метод планирования карьеры и т.д.)
•  Организация пространства для реализации свободы выбора, навыков принятия решений через насыщение учебно-воспитательного процесса ситуациями выбора

Предполагаемый результат: овладение школьниками средствами и навыками личностного самоопределения в различных сферах жизнедеятельности

4 этап – деятельностной самореализации
Цель этапа – приобретение школьниками опыта деятельностной самореализации в познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой и других видах деятельности.
Методики работы:
•  Организация педагогического пространства самореализации (свободы коммуникаций, помощи в выборе средств и форм самореализации и т.д.)
•  Педагогическое консультирование

Четвертое направление  

•  Создание модели выпускника школы как человека высокой образованности и культуры, целостной, счастливой, способной к самореализации, социально-активной личности.

•  Разработка и научное обоснование инновационного содержания образования, ориентированного на личностное саморазвитие учащихся (факультативные курсы, специальные курсы по выбору: «Основы самоуправления учебной деятельностью», «Методы самопознания», «Саморазвитие личности» и т.д.)

•  Проблематизация содержания традиционных учебных курсов с целью реализации потенциала личностного саморазвития учащихся средствами базового образования

•  Разработка и апробация инновационных педагогических технологий, обеспечивающих процессы самопознания и самоактуализации

Методика работы:
•  Педагогическое моделирование;
•  Профессиография;
•  Метод диагностических «срезов»  

Пятое направление  

•  Разработка и апробация принципов и механизмов взаимодействия школы с внешними структурами в новых экономических и социокультурных условиях.

•  Создание пакета нормативных документов, регулирующих взаимоотношения школы с высшими учебными заведениями, организациями культурно-просветительного и оздоровительного направлений, производственными и хозяйственными предприятиями и учреждениями.

•  Разработка организационно-правового обеспечения инновационной деятельности школы в социокультурном образовательном пространстве (устав «Школы личностного саморазвития», распорядок дня и режимные моменты деятельности школы, штатное расписание и другие документы, регламентирующие деятельность школы как инновационного образовательного учреждения).

•  Организация совместной творческой работы педагогического коллектива школы и профессорско-преподавательского состава базовых вузов, представителей культурно-просветительских учреждений района по созданию условий, обеспечивающих преемственность и модернизацию педагогической системы школы.

Методы и формы работы:
•  Анализ социально-педагогических инициатив различных типов и их правового обеспечения;
•  Моделирование;
•  Семинары, конференции, «круглые столы»;
•  Творческие командировки;
•  Деловые игры.

Шестое направление  

•  Теоретическое обоснование содержания деятельности родителей как субъектов образовательного процесса в условиях «Школы личностного саморазвития».

•  Создание системы неформального образования (кружки, секции, студии, клубы, лаборатории и т.д.) на основе привлечения к образовательно-воспитательной деятельности родителей школы.

•  Реализация идеи педагогизации социокультурного пространства с целью интеграции ресурсов, необходимых для развития и саморазвития личности школьника.

•  Создание системы формирования психолого-педагогической компетентности родителей с целью обеспечения эффективного сотрудничества и содружества всех участников педагогического процесса в трудовой, учебной, исследовательской и досуговой деятельности.

•  Разработка организационно-правовой поддержки участия родительского корпуса в образовательной деятельности школы (механизмы инициирования, стимуляции, социальной защиты).

Методы и формы работы:
•  Педагогическое моделирование;
•  Семинары, конференции, деловые игры и другие формы психолого-педагогической подготовки родителей.

Программа развития
Этапы реализации

№ этапа, строки

Содержание работы

 

Результаты

1 этап

2004-2005 учебный год

1. Разработка программы и методики эксперимента

Программа эксперимента «Школа личностного саморазвития»

2. Информационный поиск по проблеме исследования и создание информационно-аналитической

Аннотированная библиография по проблеме

3. Изучение научно-педагогического потенциала школы и возможностей взаимодействия с дошкольными и высшими профессиональными заведениями

Аналитическая справка: Научный анализ базы экспериментального исследования

4. Подготовка педагогического коллектива к экспериментальной работе

Создание творческого коллектива, подготовленного к проведению комплексного психолого-педагогического эксперимента

5. Разработка концепции «Школа личностного саморазвития учащихся»

Концепции «Школа личностного саморазвития»

6. Создание информационно-компьютерного обеспечения, направленного на личностное саморазвитие учащихся

Технология

7. Разработка плана предпрофильного и профильного обучения как важного звена процесса профилизации образования

План – схема профильного образования

2 этап

2006-2007 учебный год

1. Создание системы психолого-педагогического мониторинга участников педагогического процесса

Программа психолого-педагогического мониторинга экспериментальной работы

2. Определение уровня сформированности субъектных качеств школьника

Комплекс диагностических средств и методик

3. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива

4. Дидактико-психологический анализ учебного плана и существующих программ и авторских курсов

5. Изучение культурной, образовательной и научной среды с целью расширения педагогического пространства школы

6. Изучение уровня педагогизации родительской среды

7. Обобщение результатов службы мониторинга за 2 этап

Аналитический отчет

3 этап

2007-2008 учебный год

1. Создание проекта нового учебного плана в рамках основных концептуальных идей

Проект нового учебного плана

2. Научно-методические основы проектирования педагогических технологий

Методические рекомендации: «Методика проектирования педагогических технологий»

3. Разработка экспериментальных технологий по традиционным и инновационным курсам в условиях «Школы личностного саморазвития»

Экспериментальные технологии обучения по предметам, курсам

4. Создание системы подготовки участников педагогического процесса (учащиеся, педагоги, родители, научные работники и др.)

Комплексная программа психолого-педагогической подготовки участников эксперимента «Школы личностного саморазвития»

5. Обоснование целесообразного взаимодействия, сотрудничества школы с другими образовательно-воспитательными, культурными и др. организациями в контексте личностного саморазвития

Оптимизированный проект плана взаимодействия (внутришкольные и внешкольные мероприятия). Образцы договоров о сотрудничестве, трудовых соглашений с деятелями культуры, науки и т.д.

6. Разработка индивидуально-ориентированных стратегий и методической инструментовки процесса саморазвития учащихся

Пособие для учащегося «Программа самопознания и саморазвития»

7. Апробация элементов новых педагогических технологий, их коррекция и доработка

Аналитический отчет

 

8. Обобщение результатов службы мониторинга за 3 этап

4 этап

2008-2009 учебный год

1.Внедрение нового учебного плана, инновационных педагогических технологий, инструментария самодиагностики и саморазвития

 

2. Проверка эффективности экспериментальной работы, внесение возможных коррективов в систему управленческого и научно-методического обеспечения школы личностного саморазвития

Аналитическая справка

3. Научные обобщения результатов эксперимента и определение стратегий его дальнейшего развития

Итоговый отчет

5 этап

2009-2010 учебный год

1. Построение прогнозной модели совершенствования педагогической системы «Школа личностного саморазвития»

Прогноз-проект развития и функционирования экспериментальной «Школы личностного саморазвития»

2. Разработка экспериментального проекта «Школа личностного саморазвития»

Устав «Школы личностного саморазвития»

3. Доведение экспериментального проекта «Школа личностного саморазвития» до уровня международных требований к образовательным проектам

Оформление проекта-заявки для участия в конкурсах образовательных проектов

Hosted by uCoz